Эустома, или лизиантус, покорила сердца многих любителей цветов, потому что в нее нельзя не влюбиться - растение настолько очаровательное и нежное, в ее тонких и насыщенных лепестках полно шарма и таинственности. Эустома так похожа и на мак, и на розу, и на гвоздику одновременно. Чашечка цветка довольно глубокая, воронкообразная и крупная, бывает махровая и немахровая, расцветка - сама разнообразная: белая, голубая, розовая, кремовая, желтоватая, пурпурная, розовато-лиловая, фиолетовая, есть даже двуцветные формы. Стебельки изящные, как у гвоздики, ланцетно-овальные листочки тоненькие и имеют необычную для растений окраску: зеленовато-голубую. К слову, карминно-красная и желтая окраска лизиантусов выведена селекционерами Японии и Новой Зеландии искусственно, т.к. в природе растения из этого рода не встречаются с такой окраской бутонов. Эустома довольно распространена в продаже в качестве срезочного растения, собственно, в промышленных целях ее выращивают именно для срезки. Свежесрезанная эустома может простоять в вазе 2-3 недели. Растение это появилось на нашем рынке не так давно, его легко встретить в продаже летом - в период цветения. Во всех флористических салонах и цветочных павильонах продаются веточки лизиантуса с многочисленными бутонами, уже одна веточка представляет собой целый букет цветов. А в качестве горшочной культуры, если верить автору многочисленных изданий о цветах и растениях д-ру Хессайону, лизиантус в распространился в 1990-х годах.
Лизиантус Lisianthus (или же эустома) - двулетнее растение рода Eustoma семейства Горечавковые, представляет собой травянистый кустарник высотой от 15 до 60 см родом из Центральной Америки. В культуре выращивается как однолетник. Род эустом включает в себя три вида. Распространенный в промышленных масштабах как срезочное растение - вид эустома грандифлора Eustoma grandiflorum, или лизиантус крупноцветковый. Эустому, которую выращивают как горшочную культуру, часто называют лизиантус Рассела Lisianthus russellianus, но во многих источниках лизиантус крупноцветковый и лизиантус Рассела объединяют все-таки в один вид, т.е. оба названия являются синонимами. Кстати говоря, с латыни название «эустома» буквально можно перевести как «красивый рот», а, выражаясь более литературно - «красиво говорящее» растение. Название «лизиантус» переводится как «горький цветок» (именно поэтому оно и отнесено к семейству Горечавковых).
Углубляясь в поиски информации об этом растении, я обнаружила такие любопытные сведения: считается, что открыл и описал эустому Карл Линней, который сперва придумал для колокольчика техасских индейцев название Gentiana exaltata - горечавка возвышенная, а потом, введя бинарную номенклатуру, переменовал в лизиантус возвышенный. Но первым на самом деле был ирландский врач и ботаник Патрик Браун (1720-1790), который в 1756 году опубликовал описание растения под названием Lisianthius. Этот ученый переписывался с Линнеем, поэтому Карл Линней в 1767 году предложил внести небольшую правку - убрать из названия одну лишнюю, на его взгляд, букву, сократив родовое имя до Lisianthus. Немногим позже французский ботаник-натуралист Жан Батист Кристиан Обле (1720-1778) был послан во «Французскую Гвиану» - коллонию Франции, расположенную на Северо-Востоке Америки (сегодня это просто Гвиана). Там ученый собрал коллекцию редких и новых видов растений, описал и выделил новый род, которому почему-то дал название Lisyanthus, изменив в латинском названии Брауна всего лишь одну букву. Позднее большинство ботаников сошлись во мнении оставить для лизиантусов название рода, написанное по транскрипции Линнея. При более позднем рассмотрении виды, описанные французом Обле, и вовсе были перенеснены в род Хелонантусовых сем. Горечавковых.
Что касается названия «эустома», то этим словом принято называть только один вид рода лизиантусов - крупноцветковый. Ученый Ричард Солсбери (1761-1829) при виде лизиантуса грандифлоры в 1806 г., которая так непохожа внешне на все остальные виды лизиантусов, решил дать растению это звучное название «Эустома». Видимо, тоже подумал, что открыл новый вид растений, а при более тщательном рассмотрении оказалось, что эустома это всего лишь лизиантус, просто самый «красиво говорящий» за себя среди всех остальных. Вильям Джексон Гукер (1785-1865) тоже внес свою лепту в эту детективную историю с названиями лизиантусов, открыв для себя лизиантус Рассела, который на поверку оказался грандифлорой. Сегодня многие и вовсе считают, что под термином «лизиантус» понимается множество различных видов из различных родов горечавковых, поэтому его считают архаичным (устаревшим, доисторическим), а в качестве родового названия используют выдумку Солсбери - «Eustoma». Вот как долго и мучительно ходили ботаники вокруг да около эустомы, пока чуть ли не с десятой попытки «угадали» с названием. В результате имя первооткрывателя растения чуть не кануло в Лету.
У американских индейцев даже есть своя легенда об эустоме. Рассказывают, что у вождя племени была красивая дочь, в которую влюбился дух войны. Это божество пожелало взять ее в жены, но девушка категорически отказалась. За это разгневанный дух войны убил девушку. После погребения на следующий день индейцы обнаружили на могиле девушки прекрасные цветы эустомы, символизирующие в их фольклоре невинность умершей души. В Америке эустому называют ирландской розой, розой любви и тюльпаном-горечавкой. В Мексике цветок олицетворяет приход весны.