lepestok

Библейская флора. Часть 1

Корень мандрагорыЕсли внимательно рассматривать тексты Ветхого и Нового Заветов, можно сосчитать упоминания о 120 растениях. К сожалению, в результате перевода лингвистами с иврита и арамейского на другие языки и в сравнении в оригинальной версией Библии, в одних и тех же сюжетах часто упоминаются разные растения.

Но чаще прочих упоминаются те растения, которые имели какое-либо отношение к библейскому быту. Сюда относятся употребляемые в пищу ягоды, плоды и травы, используемые в качестве благовоний и курений - "всякий злак на пользу человека" (Пс. 103, 14).

Часто в библейской флоре приведены те растения, которые не приносят пользы человеку, а напротив, причиняющие ему вред, ярко обозначена роль сорных и водяных растений. Наконец, в Библии часто упоминаются те растения, которые поражали человека своими размерами, красотой или благоуханием. Их названия часто употребляются для поэтических сравнений и метафор.

Руководствуясь указанными соображениями, можно построить своего рода систематику библейской ботаники.

Растительная пища библейского народа

К первому классу библейской систематики растений можно отнести растения и плоды, употребляемые человеком в пищу. На первое место выстраиваются типичные сельскохозяйственные злаки: пшеница, ячмень, полба, а также лён, мята, анис и тмин, десятину с которых, как известно, евреи отдавали в храм.

Не меньшее значение имели огородные овощи - горькие травы, очень любимые евреями, а в частности - лук, чеснок и кориандр - растение из семейства зонтичных, огурцы и дыни, которые евреи ели в Египте.

Особняком от этих обычных пищевых растений стоит так называемая манна, которой евреи, по Библии, питались в пустыне. По современным представлениям манна - это сахарообразное вещество, выделяемое некоторыми растениями при надрезах, уколах, укусах насекомых. При укусе червецом Coecus mannipurus из растения Tamarix gallica выделяется подобная манна; она и сегодня собирается на Синайском полуострове монахами, которые продают её под именем "Библейская манна". Но надо полагать, что скорее к библейской манне в пустыне имеет большее отношение лишайник Lecnora esculenta (или аспицилия съедобная Aspicilia esculenta), который не только встречается в описываемых Библией местах, но и переносится ветром. Поэтому неожиданное появление чего-то растительного в пустыне могло не только вызвать удивление голодных путников, но и показаться небесным даром. По-еврейски манна Man-hu? означает "что такое"?

В Палестине всего два растения играли наиболее важную роль в жизни израильского народа, это – виноград и маслина. Они упоминаются в Библии на всём её протяжении. Вначале виноградники в Палестине были большой редкостью, и только евреи принесли с собой культуру винограда из Египта, о чем подробно рассказывается в 79-м псалме.

Из фруктовых деревьев на особом счету у евреев находилась смоковница, называемая у нас на Кавказе инжиром (Ficus carica). Это растение, приносящее всем известные фиги, или «винные ягоды». Одно из деревьев, по свидетельству евангелистов, было проклято Иисусом Христом, не нашедшим на нём ягод для утоления своего голода.

Из других фруктовых деревьев в Библии упоминаются: сикомора – египетская смоковница (Ficus sycomorus) в Псалме 77, финиковая пальма, изображение которой даже красовалось в Храме Соломона, яблоня (Пес. Пес. 8, 5), ореховые деревья (Пес. Пес. 6, 11), целый сад которых, согласно свидетельству Иосифа Флавия, находился на берегу Тивериадского озера, и рожковое дерево (Ceratonia siliqua), плодами которого кормили свиней, и которыми питался евангельский блудный сын и Иоанн Креститель. Это те самые «рожки», что в прошлые века встречались на наших ярмарках как народное лакомство, а палестинцам служили пищей для бедняков. Растут рожковые деревья семейства бобовых в Палестине, Средиземноморье, Индии и Египте. Однако произвол переводчиков канонических текстов привел к тому, что теперь очень многие ошибочно полагают, что в Евангелии библейские персонажи ели желуди. Известный исследователь Жак Фаррар утверждал, что будучи как-то в Палестине, попробовал эти рожки: они оказались волокнисты, сладковаты, жестки и практически непригодны для питания. Разве тоже самое нельзя сказать о желудях? Возможная «подтасовка» фактов в Библии и подмена одних видов растений другими не случайна, а объясняется тем, что переводчики были знатоками Священного Писания, но почти совсем далекими от ботаники. Так, неизвестным в России растениям священнописатели старались найти аналогичную замену более понятными и знакомыми людям.

Библейские растения, используемые в быту

Ко второму классу библейских растений можно отнести те из них, которые употреблялись в качестве строительных материалов и шли на различные поделки. Среди таких часто встречается растение под названием ситтим - аравийская акация, или Acacia Werk, растущая в пустынях от Аравии и до самой Эфиопии, и из которой были сделаны принадлежности в скинии Моисея. Не менее часто фигурируют в Библии кедры ливанские, кипарисы и маслины, из стволов которых были построены храм и дворец Соломона, и какое-то дерево «гофер» из рода кедров или кипарисов, из которого был изготовлен ковчег Ноя.

Из других деревьев, употреблявшихся в дело, в Библии упоминается дуб Маврийский - это растение и теперь показывают в Палестине набожным паломникам, с верой несущих домой его желуди. В качестве строительных материалов упоминаются тополь, миндаль и явор (Быт. 30, 37), из которых делали трости. Часто фигурирует иссоп – вероятно, это Hyssopus officinalis или, по тому же Фаррару, какое-либо из двух растений: Capparis spinosa или Stachys cassia. Стебли иссопа употреблялись также в качестве тростей, прутья шли на кропила-кисти (Лев. 14, 51) и кроме того, из него получали иссоповое масло (Пс. 50, 9). Пучком иссопа, обмоченным в крови ягненка, зарезанного под Пасху, евреи мазали перекладины и косяки дверей своих жилищ (Исх.12:22 ). Иссопом, омоченным в крови птицы, кропили семь раз на очищаемого от проказы (Лев.14:4).

Библейские растения — наркотики и афродизиаки

ИссопК третьему классу относятся растения, предоставляющие благовонные курения и мази, а также обладающие наркотическими свойствами. Они все упоминаются в Песне Песней – книге Соломона, полной восточной поэзии и красоты, этакой библейской поэме любви: в ней «прославились» своими волшебными свойствами алоэ, корица, нард, мирра и мандрагора. Нард или восточная валериана – благовонное растение семейства валериановых, встречающееся в северной и восточной Индии – Valeriana Nardostachys Iatamansi; из него приготовлялись благоуханные мази, которыми помазывались на Востоке на пирах.

Мирра (или Смирна в греческой транскрипции) благовонная смола с резким запахом из дерева Balsamodendron Myrrha, растущего в Индии, Египте и Нубии и, вероятно, культивировалась Соломоном в его садах. Смолу мирры использовали для курений, в спальнях богатых женщин, эта смола клалась в складки платья (Псал. 44, 9). У египтян употреблялась при бальзамировании, а у евреев – при погребении.

Мандрагора – это растение семейства пасленовых, корни которого напоминают человеческую фигуру, используемое в культовых обрядах. Обитающее в средиземноморской области Atropa Mandragora - один из видов белладонны, с маленькими цветочками, не более одного метра высотой. На нём завязываются плоды: маленькие желтовато-румяные ягоды-семянки, обладающие сильным запахом. Древний историк Плиний рассказывает, что арабы употребляли их в пищу, хотя эти ягоды и оказывали снотворное действие. Мандрагоры служили также для приготовления различных «приворотных» зелий, о чём часто встречается упоминание и в Библии.

Автор статьи - начинающий писатель и путешественник под псевдонимом bakinskiy

Статьи всех авторов


   SMS      E-MAIL
Вконтакте    Facebook    Telegram    Viber   
© 2024 wap.lepestok.kharkov.ua