Кусочек неба и немного солнца
В оконной раме, как пейзаж в багете
Сощурила глаза как у японца
Еще пытаюсь что-то разглядеть я...
И чудятся мне в небе то-ли птицы,
И то-ли блики солнечных зайчат, а
Быть может, это тоже чьи-то лица,
И, может, я картина тоже чья-то?
И долго друг на друга не мигая
Мы смотрим, думая одно и тоже:
Про параллельный мир, где жизнь другая,
Хотя, на самом деле, так похожа...
Когда я была маленькая, мы с родителями часто ходили к бабушке в гости - путь пролегал через весь поселок, по частному сектору. И всю дорогу заглядывалась на окна домов, стоящих в сплошной ряд вдоль проезжей трассы. От нашего дома до бабушкиного путь длинный, и всю дорогу я смотрела на окна. Быть может, мне хотелось как в детском фильме про мелафон - проникнуть в чужой мир, прикаснуться к чужой тайне, представить, чем живут обитатели того или иного дома. Это теперь прекрасно понимаешь, что о внутреннем содержании дома, о его хозяевах, расскажет внешний вид - фасад дома. Мама меня постоянно одергивала, что пялиться в чужие окна неприлично, а папа рассказывал удивительные истории о том, что оконные стекла появились совсем недавно - буквально в начале ХХ века. В его детстве, в маленьком селе, где он родился, у соседей окна («шибки» - говорил отец) были из минерала слюда. А еще раньше, в эпоху Тараса Шевченко, окна «стеклили» бычьим мочевым пузырем.
На совсем старых домах, еще деревянных, мое внимание привлекали дверцы, которые по-старинке называются ставнями. Эти ставни действительно похожи на деревянные двери, закрывающиеся на накидной крючок, ими в старину заслоняли окна. Ставни служили как теплосберегающая конструкция и для защиты оконных проемов от незванных гостей. С появлением стекла ставни постепенно прекратили свое существование. Теперь для безопасности и надежности на окнах можно увидеть кованные или сваренные металлические решетки, которые часто откровенно портят лицо дома. Однако ставни как элемент декора снова входят в моду. Сегодня наличие ставен на окнах указывает на престижность положения хозяина дома в обществе, или символизируют о том, что владелец дома является столяром.
В домостроении ныне актуально использование более широкого, чем в древности, ассортимента строительных и отделочных материалов. Помимо дерева, камня и стекла, уже никого не удивишь полимерными облицовочными панелями, которыми отделывают и крыши, и наружные стены, и даже окна. Но издревле привычные человеку материалы натурального происхождения по стоимости гораздо превосходят все другие предложенные альтернативы, и по-прежнему удивляют и восхищают. Потому что стремление человека сродниться с природой, не прерывать ту самую пуповину, связывающую с окружающим миром, в котором мы живем, заставляет предпочитать естественность.
Особо искушенные модой современные «зажиточные» слои общества устраивают двухстворчатые деревянные ставни на окна не только снаружи, но даже и внутри дома, и все лишь для того, чтобы подчеркнуть свою самобытность, собственную статусность. Совсем не ради теплосбережения. Глядя на дом с модными ставнями, трудно себе представить, какой же профессией овладел человек, способный заработать на строительство такого замка? Сегодя многие частные дома напоминают сказочные терема с балясинами в стиле эпатаж. А иначе и не скажешь...
В плане окон, на мой «опытный» взгляд, человечество шагнуло уж слишком далеко вперед. К примеру, по выражению «шибки» (так в моем детстве называли окна, так до сих пор называются оконные стекла на украинском языке), Яндекс на первой позиции выдает мне статью из Википедии про оконные пленки. Из статьи узнаю, что на оконные стекла наносят неимоверно разнообразные по функционалу и назначению защитные пленки: от несущих дизайнерскую мысль (типа витражей) до усложняющих снятие информации оптическим либо акустическим методом. Вот так шибки, ну просто фантастика... Вот это защита, куда там ставням! А наши древние предки защищали «слабые места» дома - оконные проемы - совершенно иными способами. В ходу были наличники - фигурная резбленая отделка оконных рам из дерева, расположенная с внешней стороны дома и превращающая окно в картину в раме. Этот прием декоративной отделки был особым видом искусства - творческой отдушиной, доступной широкому кругу трудолюбивых и вдохновенных.
Резьба по дереву как декоративно-прикладное искусство зародилась еще в дохристианской Руси. Трудно представить себе окно без стекла - это же самое уязвимое место. Каждый, кто успел поменять окна в квартире, на себе ощутил, что такое оконный проем без стекла... Именно поэтому самые первые наличники на окнах представляли собой языческие символы-заклинания, которые служили оберегами. После Крещения Руси резные симвлы наличников стали меняться, в моду входили уже христианские символы, стили смешивались. От эклектики резьба наличников постепенно менялась в направлении стилей искусства и архитектуры, пока плавно переродилась в атавизм. Фотограф Иван Хафизов (nalichniki.com) организовал виртуальный музей резных деревянных наличников, которые уже в ближайшем будущем станут раритетами.
Для современного обывателя древесина стала слишком дорогим ресурсом, поэтому о деревянных рамах, ставнях и наличниках мы вынуждены забыть и отказаться в пользу ПВХ-материалов. А для защиты оконных проемов приходится купить пластиковые окна rehau. Это даже не мода, а единственная возможность обеспечить теплосбережение и защиту от непогоды, и то пока еще доступная не так широко. Такие окна мало привлекательны, но лаконичны, эргономичны, обеспечивают шумоизоляцию, достаточно практичны в эксплуатации, но требуют более частого проветривания квартир в виду своей герметичности. Глядя на них, совсем не представляешь, какими наши окна могут быть завтра, но уже подумываешь о коварном наступлении агорафобии.